Сайт МБДОУ "Детский сад №32 "Ромашка" - Программа развития МБДОУ Детского сада №32 на 2013-2018гг
Среда, 24.01.2018, 14:14

Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
 
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА №32 "РОМАШКА" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА НА 2013 – 2018 ГОДЫ
 
 Содержание:
 
 Паспорт программы развития
1 Характеристика проблемы
2 Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
3 Концепция программы развития
4 Цели и задачи программы развития
5 Прогнозируемый результат программы развития
6 Основные мероприятия по реализации программы развития
6.1. Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования»
6.2.Проект : Программное обеспечение, методики, технологии.
6.3. Проект:Информатизация дошкольного образования
6.4.Проект : Кадровая политика
6.5.Проект : Социальное партнерство
6.6.Целевая программа «Здоровье»
7 Механизмы выполнения Программы
8 Прогнозируемые результаты
 
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
 
Основания для разработки Программы
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271
  • Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы"
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования №655 от 23.11 2009
  • Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151
  • Типовое положение утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва
  • Устав МБДОУ детский сад № 32.
Разработчик и исполнители Программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад № 32 «Ромашка» комбинированного вида (Заведующий МБДОУ д/с № 32 - Маргелова И.В. Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе – Корнеева Н.В., творческая группа педагогов)

Цель Программы

Совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.

Задачи Программы
Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
  • новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей)
  • новых образовательных технологии (проектная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.) - обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс
  • развитие и совершенствование альтернативных форм дошкольного образования
  • создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровье сбережения детей
  • создание системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам:
- образования и развития детей раннего возраста; - подготовки детей к школьному обучению;
- психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей ;
- для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы;
- пополнение методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности и в соответствии с принципами педагогической технологии. Укрепление материально – технической базы ДОУ: Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
Сроки реализации

2013 – 2018 гг.

Объемы и источники финансирования

Средства муниципального бюджета городского округа Королёв, смета учреждения.

Планируемые результаты
1. Достижение высокого качества и обновления содержания воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, обеспечивающего всестороннее развитие личности дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
2. Функционирование единой воспитательно - образовательной среды ДОУ, инновационного пространства, обеспечивающего оптимальные психолого – педагогические условия для разнообразной деятельности воспитанников, самостоятельной познавательной активности, развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
3. Реализация информационно - коммуникационных технологий в образовательной, просветительской и консультативной деятельности.
4. Повышение качества оздоровительной деятельности с воспитанниками, направленной на формирование, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Активное включение семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышение психолого – педагогической культуры в вопросах образования детей; установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи к воспитанию и образованию дошкольников.
6. Повышение компетентности педагогов в реализации современных требований к образовательному процессу.
 
 1.Характеристика проблемы
 
     Актуальность корректировки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны.
     Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника.
     Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения на 2013-2018гг. является управленческим документом.
     Основными приоритетами развития общего образования в национальной образовательной инициативе названы:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей и организации совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование) в общеразвивающих группах ДОУ
3. Развитие воспитательского потенциала.
4. Здоровье дошкольников.
     Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения.
     Необходимость корректировки и введение данной программы, также обусловлена пересмотром содержания образования в ДОУ, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий.
     Появление новой модели ДОУ связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Разрабатывая пути обновления педагогического процесса, учитывались тенденции социальных преобразований, запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов.
     Исходя из выше сказанного, Программа развитие включает 3 целевые программы, которые отражают приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Отношение результатов деятельности образования к потребностям ребенка, общества, позволяет судить о востребованности образовательной деятельности как показателе ее эффективности.
     Таким образом, период до 2018 года в стратегии развития российского образования рассматривается как решающий инновационный этап перехода на новое содержание и новые принципы организации деятельности системы образования.
 
2.Анализ проблемы, на решение которой направлена Программа
 
     Необходимость разработки программы развития МДОУ на период 2013 -2018 года обусловлена важностью целей развития образования и сложностями социально-экономической ситуации этого периода в Российской Федерации.
     Поэтому стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина остается неизменной на повестке дня. Однако в условиях экономического кризиса ее реализация определяется не столько внешним ресурсным обеспечением развития системы образования, сколько способностью системы образования актуализировать свой внутренний потенциал саморазвития. Экономический кризис не может стать поводом отказа от перехода на новую модель образования, нацеленную на обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.
     Для успешного существования в современном информационном обществе, где технический прогресс играет важнейшую роль, и формирования среды, позитивно влияющей на творческое развитие личности, необходимо совершенствовать подход к образовательному процессу.
Для этого требуется:
  • расширение комплекса технических средств, представляющих многокомпонентную информационно-педагогическую среду
  • разработка и внедрение новых педагогических технологий
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ
  • духовно нравственное воспитание детей
     Актуальность создания даннойПрограммы ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
     Анализ всех этих данных определяет динамику социального заказа, предъявляемого родительской общественностью, и нацеливают на адресную работу с семьями, которая позволит удовлетворить индивидуальные запросы родителей, которые желают поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить их к обучению в школе.
     Таким образом, проблему, стоящую перед МДОУ, можно сформулировать как необходимость сохранения достигнутого уровня качества образования и воспитания, существующей динамики инновационного развития за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.
 
3.Концепция программы развития
 
     Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной педагогики и психологии.
     Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.
     Актуальность корректировки программы развития ДОУ обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны:
  • введение новых федеральных государственных требований к структуре и содержанию дошкольного образования;
  • изменение стратегии развития системы образования, в которой выделены задачи, являющиеся приоритетными для реализации модели устойчивого развития дошкольного образования, среди которых
  • введение полноценных, вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольные учреждения влияющих на уровень предшкольной подготовки детей,
  • организация мест в дошкольных учреждениях через все возможные источники, необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста.
     Программа Развития ДОУ учитывает и создает условия для реализации данных направлений.
     Исходя из всего вышесказанного, основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным потребностям инновационной экономики России, на основе повышения эффективности деятельности ДОУ по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
     В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции:
  • Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым
  • Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими
  • Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации
  • Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)
  • Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам
  • Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
     Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
     Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности программы служат:
  • Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников
  • Использование здоровье сберегающих технологий
  • Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
  • Построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов.
  • Укрепление материально – технической базы ДОУ.
     Руководствуясь ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , Концепцией дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах:
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка. При этом:
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов
  • Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда
  • Совершенствование социокультурной предметно - игровой развивающей среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социальным заказом родителей
  • Совершенствование содержания и форм совместной деятельности с детьми, интеграции различных видов деятельности
  • Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей.
     Дифференциация и интеграция предусматривает целостность и единство всех систем учебной деятельности, решение следующих задач:
  • Психологическое и физическое здоровье ребёнка
  • Формирование начал личности
  • Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей.
  • Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
  • Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд, беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.
  • Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.
     Участниками реализации Программы развития ДОУ являются воспитанники в возрасте от 2 до 7 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. Характеризуя особенности построения образовательного процесса учитывается специфика поселка, его климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника - это значимый факт в развитии ребёнка.
     Первый аспект Программы развития ДОУ - оздоровление, укрепление организма ребёнка и сохранение уровня его здоровья в условиях активного интеллектуального развития. Система оздоровительной и физкультурной работы подробно определена в Программе «Здоровье».
В этой связи необходимо:
  • внедрение диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные образовательные программы, учитывая специфические особенности развития каждого ребёнка, его индивидуальные показатели, группу здоровья, рекомендации врачей;
  • использовать такие методы закаливания и профилактики простудных заболеваний, при которых снизился бы процент заболеваемости;
  • проводить работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни;
  • для детей с особыми проблемами в развитии, со сложными заболеваниями разработать индивидуальные маршруты развития, а для их родителей организовать лекотеки, где наряду с педагогами будут работать специалисты: психолог, логопед, врач
     Опираясь на право ДОУ в выборе образовательных программ и технологий необходимо учесть, что вариативность современных образовательных программ и технологий является предпосылкой для решения принципа технологичности. Существующие программы и педагогическая технология позволяют создать систему образовательных услуг ДОУ, обеспечивающих интегративный подход в воспитании и образовании ребёнка в совместной работе специалистов, педагогов ДОУ. В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем данной сферы образовательной деятельности.
     Исходя из вышесказанного, следующим аспектом Программы развития ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение педагогическим мониторингом, Предполагается, что Целевая программа «Управление качеством дошкольного образования» поможет создать стройную систему методического и дидактического обеспечения, удобную для использования её педагогами в ежедневной работе.
     Как мы уже отмечали ранее главная направленность работы детского сада и родителей ребенка - содействие развитию в воспитаннике такой личности, которая осознает необходимость пожизненного саморазвития, может быть воспитателем собственных способностей. Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия (консультации, ширмы). В последнее время необходимо так разнообразить работу с родителями - организовать встречу со специалистами, совместные мероприятия при которых родитель встал бы в позицию активного участника, этих встреч. Поэтому необходимо создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам: формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
     Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду.
 
4.Цели и задачи программы развития
 
     Целью программы развития на период до 2018 года является: Совершенствование системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, как основы их успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
     Основными задачами развития выступают:
Создание системы управления качеством образования дошкольников, путём введения:
  • новых условий и форм организации образовательного процесса (предпочтение отдается игровой, совместной и самостоятельной деятельности детей)
  • новых образовательных технологии (проектная деятельность, применение информационных технологий, технология «портфолио» детей и др.)
  • обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения информационных технологий в образовательный и управленческий процесс
  • развитие и совершенствование альтернативных форм дошкольного образования
  • создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровье сбережения детей
  • создание системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам:
- образования и развития детей раннего возраста; 
- подготовки детей к школьному обучению;
- психолого-педагогической компетентности по воспитанию и развитию детей ;
- для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы;
- пополнение методических и дидактических материалов по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
     Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности и в соответствии с принципами педагогической технологии.
Укрепление материально – технической базы ДОУ: Развитие системы управления ДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
При этом ведущими направлениями деятельности детского сада становятся:
  • Обеспечение качества дошкольного образования путем успешного прохождения воспитанников ДОУ мониторинга результативности воспитания и обучения.
  • Формирование технологической составляющей педагогической компетентности педагогов (владение современным арсеналом приёмов и методов обучения, информатизации образования). Готовности работать с детьми – инвалидами, выстраивать индивидуальные маршруты развития, опираясь на совместную работу ДОУ, специалистов и семьи.
  • Овладение педагогическим мониторингом: уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности воспитания и обучения.
  • Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса.
  • Формирование гражданской позиции (толерантности) у всех субъектов образовательного процесса.
  • Расширение способов и методов формирования ценностей семьи в области здоровье сберегающих технологий.
  • Создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через фестивали, конкурсы, проектную деятельность.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов на базе детского сада (трансляция передового педагогического опыта).
  • Расширение связей с учреждениями-партнерами.
 
 

Страницы  1  2