Сайт МБДОУ "Детский сад №32 "Ромашка" - Советы логопеда
Среда, 22.11.2017, 13:57

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

                                                        Страничка логопеда

Профилактика речевых расстройств

Профилактика нарушений речи, так же, как и про­филактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. K сожале­нию, иногда все же не удается полностью предупре­дить возникновения речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последст­вий уже подействовавших вредоносных факторов. Именно на эту сторону вопроса нам хотелось бы обра­тить особое внимание родителей. Проследим поэтапно (как бы по ходу разви­тия ребенка) содержание профилактических мероприятий.

Поскольку многое в развитии ребенка может пре­допределить наследственность, то будущим родите­лям нужно очень серьезно подойти к этому вопросу. При наличии особо неблагоприятной наследственно­сти по материнской или отцовской линии необходи­мо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против».

Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездум­ного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Если же такие привычки уже приобретены, то обоим будущим родителям необходимо полностью отка­заться от них не менее чем за год до наступления бере­менности.

Особого внимания в смысле профилактики рече­вых рушений требует период беременности. Однако очень многое зависит и непосредственно от самой женщины, от соблюдения ею необходимых мер личной предосто­рожности.

Очень отрицательно сказываются на будущем ре­бенке и возникающие в семье разного рода стрессо­вые ситуации, тем более если они приобретают за­тяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходи­мость создания в доме возможно более спокойной об­становки. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беремен­ности, но и на весь послеродовой период.

Что касается разного рода несчастных случаев, многие из которых предотвратить не в нашей власти, то и здесь очень важна разумность поведении са­мой женщины и ее ближайших родственников и друзей.

Сам процесс родов также во многом зависит от женщины. В ближайшее время перед родами необходимо исключить якобы неотложные переезды и перелёты в другие города.

После рождения ребёнка необходимо внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставанием этом развитии отклонение от его нормального хода.

Профилактика непосредственно ре­чевых нарушений в раннем возрасте склады­вается в основном из таких двух моментов:

1) забота o физическом и нервно-психическом здоро­вье ребенка и o сохранности его речевых органов;

2)    забота o правильном речевом  развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого соци­ально-бытовых условий.

Решение первой из названных задач конкретно выражается в следующем:

· предупреждение ушибов головы;

·  предупреждение различных заболеваний и дет­ских инфекций, протекающих с высокой темпера­турой (соблюдение сроков профилактических при­вивок, исключение непосредственных контактов c больными и пр.);

·  охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), a также своевременное лече­ние и обязательное «долечивание» ушных заболе­ваний;

· охрана артикуляторных органов, состоящая в сле­дующем:

o предупреждение (и лечение) рахита и возмож­ного появления аномалий костных частей рече­вого аппарата;

o исключение случаев сосания пальца или посто­янного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);

o раннее протезирование зубов в случае их преж­девременной потери, поскольку потери зубов у детей вызывает значительную деформацию со­седних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);

o своевременное оперирование расщелин верхней губы и нёба, если они имеются y ребенка;

o  своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых меша­ет короткая уздечка);

·  охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, из­лишне громкая и напряженная речь и т. п.);

·  охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого вре­мени после ее окончания, борьба с аскаридами и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь -- заика­ния.

Забота o правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:

· обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в пла­не отсутствия речевых нарушений y окружающих ребенка людей);

· поощрение лепета ребенка мимикой радости;

·  воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать c ребенком начиная c первых дней его жизни;

· медленное и четкое произнесение взрослыми про­стых слов, связанных c конкретной для ребенка жизненной ситуацией, a также отчетливое назы­вание окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку постепенно «при­ступить» к овладению речью;

· отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на нена­вязчивое и постепенное исправление его непра­вильного произношения;

·  приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника поскольку зрительное воспри­ятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;

·  систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выpaзить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «пони­мать его с полуслова», тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обста­новка вызывала y него необходимость речевого об­щения, включая «разговор» с животными, игруш­ками и пр.;

·  полное исключение случаев «сюсюканья» с ребен­ком, лишающего его правильного образца для под­ражания;

· занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее посо6ствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, a также предупреждает невнятность речи;

· развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноцен­ной речью.

Нельзя не упомянуть и еще об одном виде профи­лактики — o профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых на­рушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях, срывающих механизмы компенсации. Из всех случаев речевой патологии такие рецидивы чаще всего наблюдаются при заикании. Здесь важно понимать, что вновь воспитанный навык правиль­ной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полной автоматизации необходимо опреде­ленное время и непрерывная работа по закрепле­нию. Даже при нарушениях звyкопроизнoшения может произойти возврат к старой дефектной арти­куляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная. По этой причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в тече­ние некоторого времени проводить c ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.